Связи между поступком Ефремова и деньгами Табакова, на первый взгляд, никакой нет. Большие деньги развращают очень многих, да. Если человек осознает, что он обладает не только большими деньгами, но и большим талантом – риск того, что у двойного везунчика «снесет крышу», безусловно, велик. Хотя у всякого сносит...
То, что Ефремов выходил на сцену, а, возможно, и жил в неадекватном состоянии, доказывают многочисленные публикации в СМИ. Я вспомнила одну их них.
В том же марте 2018 года Михаил Ефремов во время спектакля «Не становись чужим» на сцене Самарского театра вышел на сцену пьяным. В интернете появилось соответствующее видео, которое снял оператор местных СМИ. Вот пересказ происшествия, описанного впоследствии «Комсомолкой». Мат в речи актера зафиксирован тремя звездочками.
«– Можно погромче? Не слышно! – звучит из зала.
– Ну выйди сюда, ***, скажи отсюда, – отвечает Ефремов.
– Ты может беруши вытащишь? Да или нет? – продолжает Михаил, срываясь на крик.
Дальше следует что-то нечленораздельное и оскорбление зрителя: ****а, еще кричать мне будет!
Видео обрывается на том, что исполнитель главной роли пожимает плечами со словами:
– Я уже текст забыл, ***!
Многие самарцы со спектакля ушли. Врио министра культуры Самарской области Сергей Филиппов досмотрел постановку до конца. Позже он назвал случившееся «безобразной выходкой» и выразил надежду, что актер и театр «Современник» извинятся перед самарцами. Сам Михаил Ефремов сказал, что спектакль дано понять не каждому и самарцы «не догнали». Глава 63-го региона Дмитрий Азаров оценивать ситуацию отказался, пояснив, что «не хочет каждого грубияна комментировать».
Как же отреагировали на безобразную выходку Ефремова в Самаре те, кому в первую очередь стоило бы волноваться? Вот реакция жены Михаила Ефремова, Софьи Кругликовой (той самой, которая теперь, после пьяной смертельной аварии говорит о своем незнании проблемы!). Ответ Софьи СМИ: «Мой муж – человек веселый. И он всегда жестко отвечает на хамство…» А что официально ответил театр «Современник», где работает актер? Ответили, что примут решение не по слухам, а после того, как во всем разберутся. О решении театра впоследствии ничего не было слышно.
Почему?
Ответ на этот вопрос, видимо, нужно искать в тех цифрах гонораров, которые вы прочитали выше.
Звездные актеры нужны театрам. И те будут терпеть любые выходки зарвавшихся любимцев публики. Ради каких конкретно сумм?
Зрители, купившие билеты на постановку в Самаре на тот памятный спектакль, заплатили… от 4 до 7 тысяч рублей. Представьте теперь себе заработки не только актеров, но и тех, на кого они работают! И такие высокие, баснословные цены на билеты столичных гастролеров – типичны для всей страны.
Бывая в Москве, лично я несколько раз порывалась сходить в театр. Но… не могу себе этого позволить. На самый дешевый спектакль в дневное время стоимость билетов – 3 тысячи рублей.
Обычная зарплата у нас в Великом Новгороде – 18 тысяч рублей. У кого-то – 20 или 25, это уже считается высоким доходом. А у кого-то – 12 или 9. Представьте, что человек захочет вывезти свою семью в Москву посмотреть игру театральных звезд. Он потратит на троих человек – 7500 на поезд, 9000 на билеты. И это еще лучший расклад, потому что Великий Новгород находится не так далеко от столицы и поездку можно осуществить одним днем. Но... потратить при этом всю зарплату за месяц!!!
Так почему театры берут такие бешеные деньги за билеты? Не пора ли умерить их аппетиты? Что взяло верх в современном театре – желание сеять разумное, доброе, вечное – или желание выколачивать из зрителей деньги?
Чтобы выдаивать деньги из зрителей, в ход идут остренькие темы, сомнительные пьесы. Вот и та постановка, в которой Ефремов вышел в Самаре на сцену пьяным, «Не становись чужими» вызвала много нареканий и в Москве. Зрители называли ее пошлой и странной и сетовали, что мата в спектакле слишком много.
Цитата из СМИ: «Постоянный мат в диалогах актеров вызывал отвращение. Такие слова, как"с*ка", "шл*ха", "тра*ать" и их производные постоянно звучали со сцены. Этими словами отец семейства (М. Ефремов) выражался о своей умершей жене, матери его троих сыновей, – писали в отзывах».
У нас в Великом Новгороде гастроли столичных театров очень часто отменяются. Причина первая – заоблачно высокие цены на билеты и недобор публики. Причина вторая – подорванный авторитет театров из-за вот такого репертуара, какой описан выше. Работают, конечно, местные театры в городах нашей страны. И те стараются сохранять и традиции, и умеренные цены. Кстати, театральные знатоки уже говорят о том, что спектакли в провинциальных театрах сейчас интереснее, чем в столичных, а порой и качественнее.
И все-таки хочется посмотреть тех, кого мы полюбили на телеэкране. И приобщить молодое поколение к театру. Почему же лучших актеров никогда не увидят те, кто не живет в столице? Почему наши дети и молодежь лишены возможности быть знакомым с высокими образцами искусства театра? Почему главной ценностью театра стали деньги?
Что ответило бы на это Министерство культуры?