«Ситуация малооптимистичная. Поляки теперь реже ищут работу за пределами нашей западной границы. В то же время, интерес к предложениям работы в Польше растет», — говорит нам Доминик Матчак, сотрудник агентства временной занятости Silverhand.
По опросам, примерно каждый третий польский работник был уволен в Германии, Австрии и Великобритании из-за карантина, когда начала закрываться сфера обслуживания (рестораны, магазины, парикмахерские).
«В Западной Европе до пандемии проживало и работало около 2-3 миллионов поляков. И больше половины из них не собирались возвращаться. За границей им легче найти высокооплачиваемую и более стабильную, чем в Польше, работу. В богатых странах Европы платят вдвое-втрое больше. Если в Варшаве домработнице заплатят 1000 евро в месяц, то в Германии — 2-2,5 тыс.
Но сейчас, когда из-за пандемии рынок труда переживает кризис, поляки возвращаются домой. И тут уже будут браться за работу, на которую бы раньше не пошли и которую делали мигранты, в основном украинцы», — рассказывает Гжегож Савка, эксперт по вопросам миграции польского аналитического центра.
О том, что западноевропейкие работодатели из-за проблем, вызванных эпидемией коронавируса, увольняют польских работников, подтверждает Агнешка Мисюк, советник и эксперт по трудовому праву в Германии.
«Из-за эпидемии работникам сложнее защищать свои права в суде», — говорит нам она.
«Многие люди оказались в очень сложной ситуации, потому что их семьи кормит работа в Германии. Особенно это касается поляков, которые живут в польско-немецкой пограничной зоне», — рассказала Камила Шоелл-Мазурек из Польского общественного совета в Берлине.
По ее словам, в Германии для иностранцев осталась тяжелая работа на полях за 10 евро в час или, например, операторами экскаваторов с зарплатой 1 тыс. 900 евро или работниками склада (около 12 евро в час). Также по-прежнему востребованы электрики и сантехники.
Те же, кто работал в сфере услуг, остались без заработка.
«За 1 тысячу евро лучше дома посижу»
Сокращают поляков также в Британии и Австрии, где из-за коронавируса уровень безработицы достиг самого высокого показателя со времен окончания Второй мировой войны.
«Предлагают только сезонные работы вроде сбора спаржи. Думала пойти, но рабочий день с 7 утра до 5 вечера за 7,5 евро в час — это не фонтан для такой работы. И ещё с обязательным проживанием, которое тоже платное. Лучше я дома посижу, чем за 1000 евро буду пахать на плантации», — говорит Микалина из Вены, которая лишилась работы бармена.
Часть поляков, по опросам, после карантина планируют снова попытаться трудоустроиться в странах Западной Европы.
«Но поскольку восстановление после кризиса займет какое-то время, рабочих мест хватит не всем. И часть людей останется в Польше и будет искать работу дома. Перебирать не придется, поскольку, по оценкам польского агентства по трудоустройству Personnel Service, из-за коронавируса в Польше могут потерять работу до 2 миллионов человек, а безработным стать каждый десятый», — говорит Савка.
По его словам, даже сейчас можно устроится на работу в сфере строительства — тут не только не увольняли, а еще и нанимают новых сотрудников — на зарплаты 1,5-2 тысячи евро. До пандемии каждый третий работник на польских стройках был из Украины.
«Украинцы уезжают не только из-за сокращений, а из-за окончания срока действия документов, ведь примерно половина работала по биометрии. У других визы заканчиваются. Многие планируют обновить документы и вернуться, но их места уже могут быть заняты поляками, которые возвращаются из Западной Европы», — добавляет Савка.
Польское законодательство, по его словам, не предусматривает для иностранцев нечто похожее на отпуск за свой счет. Ты либо работаешь, либо увольняешься и теряешь вид на жительство.
«Работы в Польше нет и когда будет, неясно»
В Польше, по словам экспертов, сейчас нанимают в основном на тяжелую малооплачиваемую физическую работу.
«Зовут грузчиками на склады, в магазины и курьерские службы (но не курьерами, а тяжести таскать), на комплектацию товара, чернорабочими на стройки, на сортировку посылок на почту», — говорит Инна Мыць, специалист по трудоустройству за рубежом из Львова.
«Причем ставки упали — за ту же работу, за которую раньше платили 17-20 злотых в час (112-130 грн), сейчас дают 12-13 злотых (80-86 грн). В месяц на руки выходит около 500-600 долларов, вместо прошлых 800-1000 долларов. Уже набирают на сбор клубники, но и там оплату снизили — 2,5-3 злотых за лукошко (15-20 грн), а не 4-5 злотых (26-33 грн), как в прошлом году», — продолжает специалист по трудоустройству.
«Я сейчас в Польше, много бизнеса закрылось. Работы нет и когда будет, не знаем», — рассказывает Ирина Гринишак из Надворной Франковской области.
«На Польшу надежды нет — все закрыто. Я работал барменом, но заведение закрылось и я остался без работы. Я вернулся в Украину, а мой друг остался в Польше и сидит без работы», — рассказывает львовянин Олег Хомич.
Возможно, еще можно устроиться на тяжелую работу — на ферме с животными или в парниках с овощами, на которую не соглашаются поляки, а наши за копейки делают.
«А так найти нормальное место сложно, плюс поляки возвращаются из Западной Европы и перебивают у нас работу», — говорит львовянин Владимир Грабар, который вернулся из Польши в конце марта.
«Я просидела в Польше на карантине почти месяц, а на днях сегодня вызвали на подпись документов на увольнении», — вздыхает Наталья Дуба.
«Когда снова пустят по безвизу?»
Среди украинских заробитчан, которые вернулись домой «пересидеть коронавирус», уже начинается легкая паника. Многие пытаются искать пути, как вернуться в Польшу.
«Я работал по безвизу на стройке под Варшавой, получал 1 тысяч 200 евро, но три месяца закончились и в конце марта пришлось вернуться. Теперь из-за коронавируса назад не пустят, пока все это не закончится и границы не откроют. А в фирме, через которую я нанимался, говорят, что мое место уже занято поляком. Предлагают только сезонные работы за меньшие деньги, и то неясно, когда поляки опять будут пускать по безвизу», — делится львовянин Олег Кисиль.
И хоть в Польше продолжают увольнять украинцев, в заробитчанских группах соцсетях один из самых часто задаваемых вопросов — когда Польша начнет пускать по биометрии. Другие шутят, мол, до этого все спрашивали, как вернуться в Украину, а теперь опять — как уехать из Украины.
«Люди в первую очередь думают, как им прокормить семьи, поэтому опять думают о выезде. А в Украине какая разница от чего умирать — от голода или от коронавируса. Нас никто не спрашивает, за счет чего мы должны жить столько времени без доходов», — говорит львовянка Ольга Стасюк.
Некоторые, впрочем, считают, что лучше переждать тяжелая время у себя дома в Украине.
«Я тоже приехал из Польши и сижу дома, сейчас на первом месте то, чтобы не заразиться. Или надо поехать и заразиться там? Лучше дома у родных подождать, когда все закончится. Пока неизвестно, что нас дальше ждет. Не дай Бог в то время, когда ты будешь в чужой стране работать, а тут кто-то из родных заболеет. И не будут милы эти заработки», — говорит Олег Хомич.
Многие гадают, когда откроют границы и будут пускать по безвизу. Одни, со ссылкой на польские СМИ, полагают, что ехать в Польшу снова можно будет в июле–августе, другие настроены на пару лет закрытых границ.
В самой Европе открываться не торопятся. Вчера президент Франции Макрон заявил, что ЕС может оставить границы закрытыми до сентября.
Украинцев позовут на стройки
Впрочем, по словам польских экспертов, после карантина агентствам и работодателям будет нелегко компенсировать нехватку работников — даже за счет вернувшихся из-за рубежа поляков.
«Большой проблемой является также приостановление потока людей на границе с Украиной и Белоруссией», — говорит Матчак.
По информации польского союза работодателей в сфере строительства, из-за закрытия польских границ прирост работников из Украины сократился более чем на 20%.
Как рассказывает главный экономист организации Демьян Кажьмерчак, еще перед наступлением пандемии строительной сфере в Польше не хватало 70-80 тысяч человек. Этот пробел заполняли временные работники из Украины, которые были вынуждены вернуться домой из-за карантина.
«То, насколько сильно кризис повлияет на строительную сферу в долгосрочной перспективе, зависит от продолжительности эпидемии в Польше и Украине, а также самого карантина. Конечно, украинские заробитчане захотят вернуться к работе, но может возникнуть сильная конкуренция со стороны тех стран, которые сейчас уже отходят от пандемии, например, Чехии и Германии. Сейчас они объявляют о значительном увеличении расходов на инфраструктурные инвестиции», — говорит Кажьмерчак.