Авторский лекционный цикл Тамары Эйдельман называется "Против течения: история гражданских конфликтов". Есть краткая расшифровка темы: "На лекциях цикла речь пойдёт о мирной борьбе за свои права, которую вели и ведут те, кого по праву можно назвать настоящими гражданами своей страны". В анонсе первой лекции "Наказание без преступления", в частности, говорится: "Нарушение существующих законов — один из способов мирных протестов. <…> Протестующие демонстрируют своё несогласие с законом и готовы понести за это наказание. Так поступали люди в разные времена и в разных странах. От Сократа до Махатмы Ганди, они бросали вызов сложившимся порядкам, а потом шли в тюрьму, обесценивая тем самым наказание".
Во второй лекции Эйдельман уже ведёт речь о конкретной технологии — налоговом неповиновении. "Можно ли выразить протест, отказавшись платить налоги или перестав покупать те или иные товары? В чём смысл такого поведения? Выдающийся американский писатель Генри Дэвид Торо отказался заплатить налог размером один доллар, а Ганди призывал к бойкоту английских тканей", — задаётся лектор вопросом в анонсе. И переводит разговор в практическую плоскость: "В каких случаях такой протест оказывается очень эффективным?" Очевидно, подумать и ответить на него предлагается слушателям в ходе совместного мозгового штурма.
В своём авторском блоге на сайте радиостанции "Эхо Москвы" Тамара Натановна разъясняет протестный концепт: "Чтобы использовать способы гражданского неповиновения, надо чтобы оно было действительно гражданским: сначала плати налоги, а потом протестуй и не плати. Или сначала перестань давать взятки ментам, а потом борись со взяточничеством. Соблюдай законы, а потом демонстративно их нарушай".
https://i1.imageban.ru/out/2020/01/25/3 … 2a7ef9.jpg
Стоит отметить, что цикл лекций московской учительницы в Ельцин-центре высоко оценили в свердловском отделении общества "Мемориал", являющемся иноагентом.
Тамара Эйдельман — вообще дама примечательная. Дочь культового в кругах "детей Арбата" историка-беллетриста Натана Эйдельмана — большого поклонника пламенных "борцов с царизмом", она сама преподаёт историю в московской гимназии №1567 в Кутузовском проезде. Кроме "правильной", "хорошей" семьи Тамары Натановны, везде представляют её регалии: заслуженный учитель России, отличник народного просвещения, член правления Межрегиональной общественной организации "Объединение преподавателей истории".
Желанный гость "Эха" и других оппозиционных медиа, она — ярая "белоленточница", участница митингов на Болотной площади и других, где ведёт себя буйно, втягивая в это и свою дочь. Вот, например, её собственный рассказ "Новой газете": "Тут я сделала очередную неудачную попытку попасть в автозак и примкнула к каким-то парням, которые пытались не то чтобы драться с дартвейдерами (омоновцами. — Прим. Царьграда), но, в общем-то, фактически драться. Они держались друг за друга и вызывали дартвейдеров на бой. Ну я тут же за них схватилась <…>, стала орать всякие гадости: «Мрази! Фашисты!»". Интересно, правда?
В ОВД по Мещанскому району боевитой учительнице однажды всё же удалось попасть. Причём её "побег" оттуда через окно снимался на видео…
Вопрос корреспондента, допустимо ли педагогу-историку употреблять по отношению к ОМОНу такие эпитеты, мадам Эйдельман нисколько не смутил: "Я в этот момент выступала не как учитель истории, а как гражданин. В классе я такого не буду говорить". Также исключительно вне школы этот заботливый педагог носит футболки Pussy Riot, оппозиционные значки и ленточки. Она, по её словам, школьников не агитирует участвовать в запрещённых митингах, но радуется всё же, когда они приходят вместе с родителями.
Протестная учительница избегает прямо излагать школьникам установки своих единомышленников про "аннексию Крыма". Вместо этого хитренько предлагает им посмотреть на эту тему ролик "Антипропаганда" оппозиционного блогера Максима Каца. В многочисленных интервью Тамара Натановна печалится о введении школьных стандартов, возвращении нормативов ГТО, опасается возврата НВП.
Тамара Эйдельман удивлена и как бы даже возмущена национальной общностью, пронесённой русскими через века. "Я не раз обращала внимание на некоторые особенности употребления моими учениками двух вполне безобидных личных местоимений множественного числа: «мы» и «они». Не скрою, смысл, который они подчас придают этим словам, внушает мне серьёзную тревогу. <…> мы разбили немцев под Сталинградом, мы победили Наполеона, мы разбили шведов под Полтавой. <…> Во все времена и эпохи маршируют эти загадочные «мы»".
Можно только представить, под каким соусом подаётся детям история России. В сочетании с личным "протестным" примером такого "педагога" подобное обучение, очевидно, будет приносить стране всё новых и новых фрондёров и "борцов с режимом".
В "рукопожатной" когорте Тамара Натановна — весьма уважаемая персона. При этом у неё явно есть высокие покровители и симпатизанты, в том числе в образовательной системе. Иначе ей не удавалось бы, несмотря на все свои "шалости", не только уверенно возглавлять годами гимназическую кафедру истории, но и проводить по всей стране семинары для учителей. То есть эта дама признана достойной наставлять на путь истинный не только школьников, но и их педагогов.
А что бы сделали, скажем, в США с человеком, публично пропагандирующим неуплату налогов?