— Данное решение суда — отличная возможность показать, что Швеция всё ещё относится к последовательным защитникам Украины.
«СП»: — Это ведь был суд последней инстанции? Решение совершенно не подлежит обжалованию?
— Это окружной суд, и можно идти далее вверх по инстанциям. Но решения шведских судов более высокого уровня вряд ли будут сильно отличаться. Разве что откровенную наглость Украине не простят.
«СП»: — Швеция тут страна заинтересованная? В чем? Откуда вообще в ЕС берутся такие ярые противники «Газпрома», если не считать «природных русофобов» из Польши и Прибалтики?
— Швеция — сама по себе давний и последовательный противник России. Не столь непримиримый и крикливый, как Польша и страны Прибалтики, но очень последовательный. И сделав один шаг в сторону России, теперь шведы непременно сделают два-три действия в пику нам.
«СП»: — Что теперь? Будет ли «Газпром» в итоге платить Украине эти 2,5 млрд?
— «Газпром» платить не будет, и начнёт предъявлять встречные требования. И в шведском суде, и в судах других стран.
«СП»: — А «Нафтогаз»? Будет арестовывать имущество «Газпрома» в Европе? Будут ли страны ЕС ему помогать? Какие?
— Украинская сторона будет пытаться испортить России жизнь всюду — в том числе, и в плане имущества. Но столь далеко готовы зайти разве что прибалты. Та же Швеция на арест имущества пойдёт вряд ли. Большинство стран ограничатся решениями о выплатах украинской стороне.
«СП»: — Как это решение в итог отразится на переговорах о подписании нового контракта?
— Разумеется, это добавит эмоций на газовых переговорах и отдалит подписание контракта. Но тут куда больше зависит не от судов, а от руководства ЕС. Если оно надавит на Украину — контракт будет. Если нет — есть риск нового новогоднего «сериала о газе».
— Шведский суд и Стокгольмский арбитраж — это разные инстанции, — поясняет ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
— По контракту «Газпрома» и «Нафтогаза» оспаривать и пересматривать решение арбитража нельзя. Но «Газпром» хотел показать, что процедура рассмотрения дела в арбитраже была нарушена, так как из одного основания — «бери или плати» и «качай или плати» арбитраж сделал два разных вывода. Он отказал в выплатах «Газпрому» со стороны «Нафтогаза» за невыполнение условия «бери или плати». Но удовлетворил требования по условию «качай или плати».
То, что решение Стокгольмского арбитража политически мотивированное, — очевидно. Они понимали, что если удовлетворят требование «Газпрома», то не только обанкротят «Нафтогаз», но и всю Украину. Поэтому арбитраж не решился разорять целую страну. А с другой стороны, решил экономически помочь Украине за счет России.
«СП»: — Это решение совсем-совсем нельзя обжаловать?
— Это окончательное решение. Пересмотру оно не подлежит. Но стороны будут судиться по другим эпизодам процесса. Сейчас речь идет о выплатах за действия в период с 2009 по 2017 г. Но в 2018 и 2019 г. «Газпром» вновь недопрокачивал газ через Украину, так что «Нафтогаз» будет требовать компенсацию за последние 2 года.
А «Газпром» будет требовать выплаты за нарушение «Нафтогазом» условий «бери или плати» также за 2018 и 2019 годы, так как арбитраж обязал «Нафтогаз» покупать газ в объеме 6 млрд. кубометров.
«СП»: — Шведами движет русофобия или что?
— Я бы не сказал, что Швеция ярый противник России. Нынешнее решение суда сложно назвать политически мотивированным. У «Газпром» позиция была довольно слабая. А вот решение Стокгольмского арбитража — политически мотивированное.
«СП»: — Как эта ситуация отразится на новом контракте на транзит?
— «Газпром» теперь еще в большей степени будет давить на вариант отказа от взаимных претензий с «Нафтогазом». Но решение суда вышло крайне не вовремя. «Нафтогаз» в последние дни пошел навстречу «Газпрому» — согласился на годичный контракт и т. д. Теперь «Нафтогаз» явно будет чувствовать себя победителем и ему будет сложно пойти на отказ от требований у «Газпрома» тех самых 2,6 млрд. долларов. Вместе с пени сейчас там набежало почти 3 млрд. Если «Нафтогаз» не пойдет на договор по отказу от претензий, тогда не будет и контрактного договора. Но «Газпрому» в этом случае придется выплатить деньги «Нафтогазу». По этому сценарию — Россия разрывает отношения с Украиной все переговоры о транзите. Принципиальной позицией будет отказ от прокачки любых объемов. Навсегда.
«СП»: — Так будет ли «Газпром» платить? Или дойдет до ареста имущества?
— «Газпром» еще давно зарезервировал деньги для выплаты «Нафтогазу». И к началу 2020 году будет понятно — если не будет договора о транзите, тогда нужно будет выплатить «Нафтогазу» деньги. И вопрос ареста имущества «Газпрома» по всему миру будет решен.
— К сожалению, решение, согласно которому шведский суд округа Свеа отказал «Газпрому» в апелляции, действительно, не только вполне ожидаемое, но и окончательное: собственно, несмотря на все «раздувание щек», «Газпром» к нему был готов, по крайней мере, необходимые средства были зарезервированы в бюджете компании, — полагает писатель и политолог Дмитрий Лекух.
— Причины довольно просты: на момент подписания договора о таком его бесславном конце в «Газпроме», к сожалению, даже не задумывались, поэтому и допустили в документе просто потрясающие «дыры», дающие возможность украинской стороне через механизмы Стокгольмского арбитража реализовать свои планы. И было бы весьма занимательно посмотреть на ответственных за потерю двух с половиной миллиардов долларов США в первую очередь с нашей стороны: с Украиной-то и Стокгольмом все ясно.
«СП»: — Что теперь с этим делать?
— Что с этим делать тоже, увы, понятно: к сожалению — платить. Ну, или ждать теперь вполне правомочных блокировок собственности «Газпрома» по всей Европе.
Ну, а на будущее — вывод прост: это поражение, поражение не только «Газпрома», но и российской стороны вообще. Списывать его исключительно на «коварство противника» (да, «враг коварен», с этим никто не спорит) крайне наивно, и, если мы и дальше не хотим допускать такого «пролета бабочек» нужно элементарно наводить порядок в своих собственных конюшнях. И, как минимум, выбирать третейские инстанции чуть более вдумчиво, не говоря уже про неразборчивость в деловых связях: все-таки уровень правовых служб «Газпрома», оперирующего гигантскими мощностями и гигантскими денежными потоками и являющегося более чем на 50% государственным, мог бы быть и повыше, чем «всегда решали, порешаем и в этот раз».
Вот и «порешали».