«Понятно, что команда Зеленского вертится как уж на сковородке, пытаясь, с одной стороны, сделать все возможное, чтобы добиться встречи в «нормандском формате», а с другой стороны – нет каких-то явных признаков того, что они готовы пойти на те условия, которые сформулировала Москва», – констатировал эксперт.
«Не ясно, почему Киев продолжает говорить о том, что в скором времени состоится «нормандская встреча». Может быть, мы чего-то не знаем. Может быть, они по секрету о чем-то договорились с Москвой и что-то готовят, – предположил Михаил Погребинский. – Сегодня, например, появилась информация о том, что завтра может быть подписан некий вариант «формулы Штайнмайера» (механизм введения закона об особом статусе Донбасса). Якобы найден какой-то компромисс. Но содержательного на этот счет пока ничего не известно».
При этом киевский политолог признался, что выступление Пристайко его озадачило.
«Вот я слушаю его речь, и даже в одном выступлении есть противоречия. С одной стороны, он говорит, что рассчитывать на консолидированную поддержку Запада не приходится, так как тренды изменились, имея в виду возвращение России в Парламентскую ассамблею Совета Европы, предложение включить Россию в G8 и так далее. Мол, никто за нас наши проблемы не решит. Выглядит это так, как будто есть готовность к прямым переговорам», – сказал Погребинский.
«С другой стороны, накануне на совместном брифинге со спецпредставителем США по Украине Куртом Волкером Пристайко говорил, что нет и не будет никакого особого статуса для Донбасса, что идти на поводу тех, кто «по ту сторону» – это значит соглашаться на децентрализацию Украины», – напомнил эксперт.
«Ну просто откровенную чепуху говорил. Стоит рядом со «старшим товарищем» и говорит все то же самое, что ранее говорил сам Волкер, который делает все возможное, чтобы никакого компромисса не было», – подчеркнул политолог.
«И понятно, что на столе наверняка лежит и вариант полного отказа Украины от Донбасса. Не могут они публично это сказать, но я думаю, что допускают. Если не будет поддержки требования Украины изменить «формулу Штайнмайера», то будет движение в сторону возведения условной стены между Донбассом и Украиной», – сказал эксперт.
«Сама «формула Штайнмайера» вступит в силу, если в ОБСЕ признают выборы в Донбассе демократическими. И тут у команды Зеленского появляется надежда, что ОБСЕ никогда такого не скажет: мол, там не смогли участвовать радикальные националисты и так далее. Тогда особый статус Донбасса не вступит в силу, надежда на это умрет. Мне кажется, сейчас в правительстве Украины рассчитывают именно на такое развитие событий, поэтому и звучат все эти противоречивые заявления», – резюмировал Михаил Погребинский.
Как ранее сообщалось, министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко накануне озвучил «формулу Зеленского» – план прекращения конфликта в Донбассе.
По его словам, данная формула заключается в том, чтобы сделать все шаги, которые отвечают ожиданиям украинского народа.
Пристайко отметил, по условной «формуле Зеленского» возможны радикальные меры при невозможности разрешить вооруженный конфликт. Он подчеркнул, что «на все про все» у властей страны есть лишь полгода-год.
Накануне глава МИД Украины Вадим Пристайко заявил, что украинские власти не будут предоставлять полную амнистию участникам конфликта в Донбассе.