оздушный разведчик в качестве жертвы
Прежде всего, эксперт указал на то, что в районе Сирии в данный момент находится очень мощная группировка кораблей стран НАТО.
«Они готовятся нанести ракетный удар по Сирии и угрожают российским базам и войскам, которые находятся на территории этой страны. Этот нелегитимный удар надо как-то обосновать», — пояснил Кнутов.
Это и стало движущей силой для организации провокации против Ил-20 ВКС России, который обычно дежурил в районе над Идлибом и барражировал в районе наших баз, выписывая «восьмерку».
«Он летал практически каждый день. Израиль очень хорошо знал, когда взлетает наш самолет, когда совершает посадку, какой у него маршрут. И Тель-Авив подготовил спецоперацию с участием Пентагона. Думаю, без этого не обошлось», — заявил собеседник ФАН. «Проучить этих русских!»
В спецоперации с Ил-20 ВВС РФ все было продумано и согласовано с американцами и французами, считает Кнутов. Французы тоже начали вести огонь в сторону Сирии, чтобы отвлечь нашу и сирийскую системы ПВО. Российский самолет был использован таким образом, чтобы его сбили сирийцы.
«Я знаком с воспоминаниями израильских летчиков разного периода, начиная с 1970 года. Там всегда шла речь об одном: «Надо проучить этих русских!». И в 1970-м, и в 1983 году, — напомнил Юрий Кнутов. — Именно с этого все начиналось: «Покажем русским, кто здесь хозяин!»
Спецоперация готовилась с учетом опыта боевых действий на Ближнем Востоке и во Вьетнаме в последние полвека. По словам Кнутова, в частности, учитывался опыт действия израильской авиации против группы советских ВВС, которая находилась в 1970 году в Египте во время т. н. «войны на истощение».
«Тогда Египет попросил нас ввести на свою территорию 18-ю дивизию ПВО, вооруженную комплексами С-125 и самолетами МиГ-21 с нашими летчиками. И тогда израильтянами была подготовлена спецоперация «Ветка», — рассказал директор Музея войск ПВО.
Израильтяне организовали засаду и в течение трех минут сбили четыре советских МиГ-21. Три наших летчика погибли. В той комбинации были использованы «Миражи», куда вторыми пилотами посадили летчиков, которые до этого летали на самолетах-разведчиках.
«Они вели переговоры, а мы на экранах видели, что летит самолет-разведчик, абсолютно не защищенный и не прикрываемый истребителями, и ничего не стоит его сбить. А затем пара распалась, и в ходе засады был нанесен удар по нашим МиГам», — сообщил о деталях той операции собеседник ФАН. Когда «Фантомы» начинали «танец со смертью»
Аналогичные действия предпринимали и ВВС США во Вьетнаме, когда четыре «Фантома» шли очень плотным строем и выглядели на отметке как стратегический бомбардировщик В-52.
«В ответ наши ракетчики придумали такую вещь, как «электронный выстрел»: нажимаешь кнопку, и в эфир поступают команды, как будто летит ракета. В результате у летчика срабатывает сигнализация, и, понимая, что на него идет атака, он начинает совершать противоракетный маневр, который американцы прозвали «танец со смертью», — рассказал собеседник ФАН.
В результате четверка «Фантомов» распадается, и на экранах остаются одни настоящие В-52.
По словам Юрия Кнутова, на этот раз российским за самолетом-разведчиком Ил-20 велось пристальное наблюдение.
«Наш самолет собирался идти на посадку, в это время появился израильский F-16 Sufa (специальная модификация, разработанная для Израиля в середине 2000-х годов, оснащенная ультрасовременной электроникой и позволяющая решать боевые задачи сегодняшнего для с высоким качеством. — Прим. ФАН)».
А дальше — как на войне во Вьетнаме или Египте: сирийцы засекли группу F-16, которые шли плотным строем, и сделали запрос «свой—чужой».
«Группа F-16 ответила как чужой. На экране они выглядели как большая отметка, подразумевая, что это израильский транспортник или разведчик. Эта цель хорошая как раз для комплекса С-200. Самолет взяли на сопровождение и произвели пуск ракеты», — добавил Юрий Кнутов.
Именно так, по его словам, развивались события в воздушном пространстве у берегов Сирии вечером 17 сентября. Отличие С-200 от «собратьев по цеху»
С-200 отличается от других комплексов ПВО тем, что вместо импульсного локатора там используется непрерывное излучение. Имеется в виду головка самонаведения. Как объяснил директор Музея войск ПВО, самой ракетой в полете никто не управляет.
«На земле станция наведения ракет, радиолокатор подсвета цели берет цель на сопровождение, определяет ее координаты, азимут (направление), угол места (высоту), радиальную скорость и дальность», — пояснил Кнутов.
Кстати, в 2001 году из-за того, что во время учений украинский расчет С-200 не сумел определить дальность, над Черным морем был сбит российский Ту-154.
После определения параметров цели станцией они вводятся в ракету, головка самонаведения разворачивается на цель и захватывает ее. Происходит пуск, а дальше локатор светит на цель, которая, как зеркало, отражает солнечный зайчик.
«Этот «зайчик» и принимается головкой самонаведения. Станция играет только роль фонарика, грубо говоря, подсвечивая цель. На ракету она повлиять уже не может. Ракета, получая сигнал от цели, идет на нее, именно «на чужого», минуя «своего», — объяснил собеседник ФАН.
Израильский «чужой» исчез с экрана
Израильтяне обзавелись технологией, позволяющей фиксировать старт ракеты именно с головкой самонаведения. Получив сигнал о пуске ракеты, звено F-16 тут же разошлось. В результате цель исчезла с экрана. Головка самонаведения потеряла цель. И здесь наступил момент, который заранее был учтен и спланирован теми, кто подвел российский Ил-20 под удар.
Дело в том, что при срыве цели головка самонаведения автоматически переходит в т. н. режим допоиска цели, сканируя воздушное пространство. Она нашла Ил-20, который летел рядом, захватила и поразила его.
Вопрос, собственно, один: почему не сработала система «свой—чужой»?
«Потому что на самой ракете С-200 этой системы нет. «Своего» и «чужого» определила станция. «Чужого» в виде одного самолета изображала группа F-16, которая потом распалась. И когда «чужой» исчез с экрана, головка самонаведения захватила наш самолет и сбила его», — рассказал Юрий Кнутов.
Такой тонкий расчет говорит о том, что в Израиле досконально изучили характеристики работы комплексов С-200 еще советского производства. По словам эксперта, несколько лет назад израильтяне в условиях хаоса и нестабильной ситуации украли ракеты С-200 из Сирии, вывезли их на свою территорию и тщательно выяснили, как можно от них уклоняться и как им противодействовать.
Знание особенностей работы зенитной ракеты комплекса С-200 позволило Израилю провести эту спецоперацию, подчеркнул Кнутов.Цель — выдавить Россию с Ближнего Востока
То, что произошло в небе над Сирией 17 сентября 2018 года, имеет вполне четкую и долгосрочную цель —выдавить Россию из региона.
«Представьте себе: сбивают наш самолет. Наши действия? Первая реакция, если голова не холодная? Нанести удар ракетами «Искандер», условно говоря, по базе, откуда взлетели эти самолеты», — обрисовал контуры глобальной провокации Юрий Кнутов.
Рядом находятся американский и французский флоты, которые в поддержку Израиля наносят удар по нашим базам, и начинается мощнейший конфликт, в который втянуты страны НАТО и Израиль, пояснил эксперт.
«Нас выбивают оттуда военным путем. И плюс Иран, который тогда уже можно затоптать с помощью вооруженных сил всего блока, а не только одного Израиля», — добавил он.
На эту операцию Израиль и США пошли после провала химической провокации с «Белыми касками». Наша разведка сработала, вскрыв подготовку химической инсценировки. И тогда возникла необходимость новой провокации. Здесь были использованы именно недостатки советского комплекса С-200, разработанного в 1967 году.
Пришла пора заменить С-200 на С-300
«Когда я изучал этот комплекс в училище и речь зашла об определении дальности, я схватился за голову и подумал: какой же уровень подготовки должен быть у боевого расчета? И командир, и оператор по дальности должны быть натренированы великолепно», — поделился воспоминаниями Юрий Кнутов.
Это комплекс, который требует высочайшего уровня подготовки личного состава. Радиотехническая часть в нем очень сложная, так как только часть операций автоматизирована, и многое выполняется человеком, отметил эксперт.Как известно, комплекс ПВО С-200 был поставлен в Сирию в 1983 году: в эту ближневосточную страну были направлены два полка с советским персоналом. За время нахождения в Сирии эти полки ни разу не стреляли, но самого их пребывания на территории Сирии было достаточно, чтобы израильские летчики облетали стороной их зоны поражения. После начала гражданской войны в Сирии эти полки были приведены в небоеготовое состояние.
«Мы помогли восстановить их боеготовность, но сам комплекс морально устарел. И, конечно, здесь надо было использовать систему С-300. Но так как Израиль боится этой системы, то все время просит нас, чтобы мы эту систему не продавали Сирии. На мой взгляд, настал момент, когда С-200 надо заменить на С-300», — объяснил эксперт.
В этом случае израильские ВВС действительно смогут получить «ответку» от сирийской ПВО. Видимо, этот довод в итоге стал решающим в дальнейшей череде событий.
Как стало известно 24 сентября, в соответствии с поручением президента России Владимира Путина, МО РФ в течение двух недель передаст сирийским вооруженным силам современный зенитный ракетный комплекс С-300.
Кроме того, командные пункты сирийский частей ПВО будут оснащены автоматизированными системами управления, ранее поставлявшимися только в ВС РФ. Это не только позволит централизованно управлять силами и средствами ПВО Сирии, но и гарантирует определение ими всех российских воздушных судов.
Наконец, над средиземноморской акваторией у сирийских берегов будет отныне применяться радиоэлектронное подавление спутниковой навигации, РЛС и связи боевой авиации, атакующей Сирию.