В Киеве на это никак не отреагировали. Похоже, там за последние четыре года просто привыкли к тому, что требования и протесты Москвы чаще всего носят ритуальный характер. Первыми поняли, что на сей раз что-то пошло не так, морские «прикордонники» и украинские рыбаки на Азовском море. Последнее как-то одномоментно вдруг переполнилось патрульными кораблями и катерами береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ. Попадаться им под горячую руку после инцидента с «Нордом» ни «прикордонники», ни рыбаки «Незалежной» не захотели. В самый разгар путины они просто попрятались по портам. Тем же, кто все-таки рискнул «половить рыбку в мутной воде», не повезло.
4 мая российский пограничный сторожевой корабль «Аметист» западнее мыса Тарханкут задержал украинское рыболовное судно «ЯМК-0041». Как сообщили в ФСБ, украинские рыбаки вели незаконную добычу камбалы в исключительной экономической зоне России. «ЯМК-0041» и украинских браконьеров доставили в Крым. 10 мая российским пограничникам попались еще два украинских рыбака-браконьера на катере «Амур»…
Тем временем, поскольку в ситуации с «Нордом» и его экипажем Киев не демонстрировал желания идти на какие-то уступки, российские силовики, действуя строго в рамках правового поля, начали закрывать большие участки Азовского моря «под учения». После 16 мая, т. е. ввода в строй первой очереди Крымского моста, российская сторона резко ужесточила режим досмотра судов, следующих в украинские порты Азовского моря или из них.
И смех и грех
Как эти действия виделись с украинской стороны, описала 23 мая в своем блоге на Facebook жительница Мариуполя Ирина Казанцева:
«Рассказываю от первоисточника, после общения с экипажами судов, прошедших мост и посетивших РФ. На все торговые суда, идущие в Азовское море, независимо от флага после прохода Керченского моста высаживается береговая охрана РФ. На судне экипаж украинцев. Весь экипаж собирают в столовой, проверяют документы, с представителями команды судна обыскивают все каюты экипажа, помещения надстройки, МКО и трюма.
При заходе в порты РФ также всех собирают и проводят обыск судна. На лист А4 ксерят загранпаспорт и паспорт моряка, на другой стороне листа — вопросы. Со слов украинских моряков, вопросы следующие: семейное положение, родственники в РФ, где, когда и возле какого города служил, отношение к ОРДЛО, участие в АТО, стрелял ли в жителей ОРДЛО, участие и отношение к «Правому сектору»1 и «Азову»… Азовское море реально блокируется».
1 июня председатель т. н. «наблюдательного совета Фонда «Майдан иностранных дел» Андрей Клименко сообщил, что «сегодня с утра в Керченском проливе ФСБ Российской Федерации задержали 8 судов, которые шли с грузом из портов Мариуполя и Бердянска». По словам Клименко, часть судов позже была отпущена, но лишь после досмотра, продолжавшегося от 4 до 6 часов.
Вышеописанные меры РФ привели не только к заметному ограничению украинского судоходства на Азовском море, но и аукнулись солидными издержками, которые понесли владельцы судов и грузов. Динамика грузооборота украинских портов в Азовском море, фигурально выражаясь, упала ниже плинтуса. 5 июня пресс-служба ГП «Мариупольский морской торговый порт» выпустила паническое сообщение, что 2–4 июня порт вообще «простоял без грузопереработки, поскольку флот, следующий к нам под погрузку и выгрузку, был задержан для досмотра в Керчь-Еникальском канале».
Шансов на то, чтобы силой принудить РФ к ослаблению досмотрового режима, у Киева не было ни малейших. Тем не менее, чтобы хоть как-то «снивелировать» ситуацию, Украина решила продемонстрировать: она тоже имеет возможность контролировать акваторию Азовского моря. Однако результат у этого начинания получился обратный задуманному.
Когда 1 и 22 июня еще находящиеся на ходу немногочисленные плавсредства Мариупольского отряда морских «прикордонников» провели учения в Белосарайском заливе, это больше напоминало демонстрацию не силы, а бессилия. Не удовлетворившись этим, украинская сторона объявила о закрытии на все лето сразу трех прибрежных районов Азовского моря для проведения артиллерийских и зенитно-ракетных стрельб. Поскольку закрытые ВМСУ районы располагались исключительно вдоль украинского же побережья, на действия российской стороны этот украинский ход конем не повлиял никак. Зато он окончательно испортил жизнь украинским рыбакам, которые теперь лишились возможности поймать хоть что-то даже у своих берегов. Словом, как испокон веков говорили на Руси, и смех и грех…
В ожидании плана Б
Пока несколько катеров Мариупольского отряда возле украинского берега воинственно играли в «казаки-разбойники», РФ продолжала усиливать давление на Киев. По данным украинской стороны, с начала апреля по 24 июня береговой охраной Пограничной службы ФСБ РФ были остановлены для продолжительного досмотра 55 судов, направлявшихся в/из Бердянска и Мариуполя. Вечером 24 июня по данным уже известного нам Андрея Клименко в 14 морских милях к юго-востоку от Бердянской косы был остановлен более чем на 2,5 часа украинский сухогруз «Медногорск». Он стал 56-м задержанным и досмотренным российскими силовиками судном, из которых 39, включая и «Магнитогорск», оказались украинскими.
Финансовые, да и имиджевые потери Украины от устроенного ее «прикордонниками» 24 марта «экспромта» с российским сейнером «Норд» оказались колоссальными. Однако отпустить «Норд», а также его команду Киев по-прежнему отказывается. Это вынуждает Россию активизировать прессинг в отношении украинских «партнеров». Возможно, в ближайшее время стоит ожидать перехода береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ от относительно кратковременных досмотров судов, идущих в или из Мариуполя, в куда более продолжительные остановки их на какой-нибудь «карантин». Эта мера, остающаяся, подчеркнем, в рамках правового поля, позволит России практически «закупорить» Керчь-Еникальский канал для Украины.
Киев ищет варианты, как выкрутиться из инцидента с «Нордом»
Возможно, именно эта безрадостная перспектива и вынудила ГУР МО Украины в авральном порядке организовать проведение Black Sea Intelligence Forum с участием представителей спецслужб Грузии, США, Канады, Турции, Молдавии, Румынии, Болгарии и Франции. То, что действия России на Азовском море для Киева действительно оказались весьма болезненными, подтверждает и состав украинской делегации, принявшей участие в проведении международного форума. Согласно имеющейся информации, на Black Sea Intelligence Forum были замечены министр обороны Украины генерал армии Степан Полторак, начальник ГУР МО Украины генерал-лейтенант Василий Бурба и представители руководства Генерального штаба ВС Украины.
Форум завершился пафосным заявлением для прессы, согласно которому «детально проанализировав полученную странами-участницами разведывательную информацию о состоянии и тенденциях распространения существующих и потенциальных угроз, участники мероприятия определили практические меры противодействия экспансии российской агрессии в регионе и мире». В чем заключаются упомянутые «практические меры противодействия», к сожалению, осталось военной тайной. Впрочем, исходя из того, что даже пан Тымчук не смог ни о чем толковом проболтаться в своем паблике, скорее всего в ходе форума его участники договорились договариваться дальше, и ничего более. Таким образом, ждать в ближайшее время разрядки ситуации на Азовском море вряд ли приходится.
Впрочем, у Украины все еще сохраняется план Б — покаяться, освободить рыбаков «Норда» и сам сейнер. В противном случае к плану Б, т. е. использованию «карантина», может прибегнуть уже Россия. И Украине это точно не понравится.