Боевые действия вокруг города начались ещё в 2012 году. В апреле 2014 года отряды боевиков ИГИЛ перекрыли шоссе Дамаск – Пальмира – Дейр-эз-Зор, отрезав город от снабжения водой, топливом, продовольствием. С этого момента город находится в осаде. Полностью взять его под контроль бармалеям мешала расположенная неподалёку от города авиабаза, личный состав которой остался верен законному сирийскому правительству. Именно через эту авиабазу происходит снабжение города и обороняющих его сирийских военных и ополченцев.
5 сентября российские ВКС нанесли удар по боевикам и проложили коридор для снабжения города. Очистка города от террористов правительственными войсками и деблокирование авиабазы даст возможность Дамаску полностью вернуть город под свой контроль и нанести ИГИЛ сокрушительный удар.
Не менее важно и то, что форсирование Евфрата и начавшееся освобождение Дейр-эз-Зора уже можно расценивать как стратегическое поражение США в войне против Сирии, приложившей массу усилий, чтобы расчленить Сирию и оставить за собой нефтяные поля, расположенные неподалёку от города.
Вместо того, чтобы сосредоточить усилия на освобождение Ракки от боевиков ИГИЛ, американцы создали на северо-востоке Сирии, где территории контролируют курдские повстанцы-анархисты из группировки YPG, 12 военных баз. Согласно озвученным планам представителем международной коалиции по борьбе с ИГИЛ Райаном Диланом, вооружённые отряды «Демократических сил Сирии» (SDF) должны был двинуться вдоль Евфрата от Ракки на восток, вытесняя террористов к пограничному городу Абу-Камаль, но не затрагивая Дейр-эз-Зор, поскольку «поле битвы уже переполнено». Но после того, как штурмовые подразделения САА форсировали Евфрат и ухватились за плацдарм на левом берегу, отряды SDF предприняли «несогласованный» прорыв к Дейр эз-Зору, одновременно прекратив боестолкновения с отрядами ИГИЛ.
Планы американцев вполне прозрачны: используя боевые отряды курдов, выйти по левому берегу Евфрата в тыл войскам сирийцев, чтобы перехватить инициативу и первыми добраться до нефтяных полей Аль-Омар, установив вокруг Дейр-эз-Зора оккупационную зону и сосредоточив в своих руках богатые нефтяные месторождения.
Стремительное наступление штурмовых подразделений сирийской армии и форсирование Евфрата при поддержке российских ВКС сорвали амбициозные планы США. Не случайно Пентагон нервно обвинил российские ВКС в нанесении ударов по позициям подшефных SDF и советникам коалиции несмотря на то, что представитель Минобороны РФ сообщил, что американцы были уведомлены о проведении боевой операции российской авиацией.
«Главком» SDF накануне угрожал не дать сирийцам высадиться на левом берегу Евфрата, а международная коалиция даже пообещала бомбить сирийские войска в случае их высадки со стороны курдских позиций. Но после захвата плацдарма сирийским спецназом «Охотники на ИГИЛ» в районе Джафры окно возможностей коалиции и SDF по захвату левобережья Дейр-эз-Зора существенно сузилось.
Броском на Джафру сирийцы перерезали террористам пути снабжения со стороны Маядина и создали отсекающий плацдарм для зачистки Дейр-эз-Зора с юга. Дамаск заявил, что готов рассматривать SDF в качестве противников восстановления конституционного строя и бороться с ними военными методами. На действия курдов резко отреагировали и в Анкаре. Для Турции, которая проводит на севере Сирии операцию под названием «Щит Евфрата», речной рубеж является границей распространения курдского влияния на сирийско-турецкой границе.
Таким образом, американское командование курдов воспользовалось успехом сирийской армии по деблокированию Дейр-эз-Зора, попытавшись открыть второй фронт на левобережье Евфрата. Ситуация чем-то напоминает историю с открытием второго фронта во Вторую Мировую войну, когда союзники соперничали друг с другом за первенство взятия Берлина. В сражении за Дейр-эз-Зор сегодня решается вопрос не только принадлежности куска сирийской пустыни, где сосредоточены богатейшие запасы нефти, но, что не менее важно, территориальной целостности Сирии, поскольку США решили конвертировать победы курдов над ИГИЛ в откушенные куски территорий Сирийского Курдистана, где найдётся местечко и для американцев.
Что дальше?
Согласно стратегическим и тактическим планам сирийская армия приблизится к Дейр-эз-Зору с северо-запада вдоль южного берега Евфрата и с юго-запада через сирийскую полупустыню. Деблокировав авиабазу и очистив город от террористов, сирийская армия пересечет Евфрат и продолжит продвигаться по обоим берегам реки до иракской границы, пока не освободит все районы от бармалеев. Безусловно, сирийским войскам для этого потребуется значительная поддержка со стороны России, но окончательная победа сирийцев в тяжёлой и продолжительной войне с террористами и интервентами уже витает в воздухе.
По мнению военных аналитиков, США для предотвращения развития событий по вышеупомянутому сценарию не хватает привлечённых к операции сил. Попытки американских и арабских вербовщиков сколотить боевые части из племен, проживающих в приграничных районах Иордании и перебросить их в сторону северных курдских территорий в основном потерпели неудачу. Набор боевиков в антиасадовские отряды идёт туго. Местные лидеры не считают США надёжным партнёром и думают, что пребывание американцев на востоке Сирии, да еще в окружении стран, которые отвергают курдскую автономию или государственность, не будет долгим. Долгосрочные интересы арабских племен лежат в тесном сотрудничестве с сирийским правительством. Да и под «калибры» подставлять головы никому не охота.
Район Дейр-эз-Зора – последний крупный оплот террористов в Сирии, потому так важно как можно скорее освободить его от боевиков. Это восстановит важные транспортные коридоры с Средиземноморьем. Возвращение нефтяных скважин под правительственный контроль подорвет финансовую опору террористов и одновременно улучшит состояние сирийской экономики.