«Газпром»: наше дело предложить
Российская Федерация потребовала гарантий от Евросоюза для строительства газопровода «Турецкий поток».
Напомним, что «Турецкий поток» соединит черноморское побережье России с Турцией. Проект газопровода включает в себя две нитки, первая из которых предназначена для поставок газа непосредственно на турецкий рынок, а вторая протянется через ее территорию на Балканы и далее в другие европейские страны. Переговоры на предмет строительства «Потока» начались в первой половине 2015 года, а 1 февраля 2017 года Совет Федерации ратифицировал соглашение между правительствами России и Турции.
По словам директора четвертого европейского департамента МИД России Александра Боцан-Харченко, Москва рассчитывает, что в ближайшее время состоится заседание Совета сотрудничества высшего уровня (ССВУ) во главе с президентами России и Турции Владимиром Путиным и Рейджепом Тайипом Эрдоганом, где будет поднята тема энергетики. В 2015 году заседание было отменено в связи с кризисом в российко-турецких отношениях. «Есть принципиальная договоренность о том, чтобы восстановить работу совета сотрудничества высшего уровня. Я надеюсь, что восстановление пройдет скоро, и в ближайшее время состоится встреча на высшем уровне в рамках ССВУ», — сказал господин Боцан-Харченко.
В настоящий момент находятся в процессе строительства два российских газопровода, предназначенных для транспортировки голубого топлива в страны Евросоюза: «Турецкий поток» и «Северный поток – 2». Оба проекта не раз вызывали критику европейских стран, которые опасаются, что расширение магистралей «Газпрома» приведет к нарушению энергетического баланса в Старом свете.
Тем не менее, нельзя не признать, что оба газопровода необходимы Евросоюзу. Уже сейчас России пришлось превысить плановую мощность «Северного потока», чтобы согреть зимой своих западных соседей. Учитывая, с одной стороны, возможные планы Кремля по отказу от транзита газа через территорию Украины в 2019 году и, с другой стороны, угрозы Польши отказать в продлении контракта по предоставлению своих труб «Газпрому», в скором времени Европа может столкнуться с острой нехваткой энергоносителей.
Однако до сих пор со стороны Европейского союза не прозвучало однозначного одобрения «Турецкого потока». «Никто не станет строить вслепую, потому что это связано с определенными убытками», — выразил позицию Москвы Александр Боцан-Харченко. И его опасения вполне обоснованы: в 2014 году был закрыт проект «Южный поток», когда Болгария отказалась от сотрудничества под давлением Еврокомиссии и США. Очевидно, что поставщик газа не хочет повторения этой неприглядной истории, и требует от Европы гарантий.
Зато Турция относится к происходящему с гораздо большим энтузиазмом. Что неудивительно: у Турецкой Республики есть все шансы стать одним из самых значимых энергетических узлов в мире, что укрепит ее собственное топливное обеспечение и принесет дополнительный доход за транзит.
Стоит признать, что позиция России касательно поставок газа в Европу разумна и справедлива: стоит ли торопиться навязывать свой уникальный продукт тем, кто его критикует? Можно немного подождать, и тогда страны Евросоюза, посмотрев на положительный опыт сотрудничества России с Турцией, сами придут с предложением сделки. Бесспорно, работы по «Турецкому потоку» могут несколько затянуться, но в долгосрочной перспективе эта маленькая жертва приведет к большой победе.