В России самая большая проблема в том, что у нас создаются национальные этнические анклавы в городах. И ввиду попустительства властей в таком вопросе, как непременное знание русского языка, эти анклавы по большей части криминальные - в них мигранты могут десятками тысяч спокойно работать, жить десятилетиями и даже не знать "великого и могучего", он им не нужен, недоумевает общественный деятель, блогер Сергей Колясников.
Это нелегальный бизнес, это торговля через номера телефонов по системе быстрых платежей. Это огромные бескрайние рынки. Это получается как страна в стране. Это целиком и полностью криминализированные анклавы. Что такое рынок "Садовод"? Спросите любого москвича, особенно тех, кто вокруг живёт. Откуда у нас были те граждане, которые зарезали парня в Москве? И потом сбегали за взятки всей семьёй. В итоге выясняется, что вся семья на этом "Садоводе" работает. Десятки миллионов там найдено средств. Мы, по сути, сами поджигаем под собой диван, стул, что угодно, можно сказать, что сук пилим, на котором сидим, позволяя всё это делать,
- возмущается общественник.
Ни в одном государстве мира нет такого попустительства в отношении мигрантов, как в России, обращает внимание эксперт. Даже если просто сравнить возможности и способы получения гражданства, то Россия уступает даже самым отсталым африканским странам. У нас гражданство можно купить за 70 тысяч рублей:
Совершенно открыто, это в СМИ об этом пишут, фиктивный брак продаётся за 70 тысяч в здании МФЦ. Да, там был кто-то задержан, но это не значит, что они прекратили эту деятельность.
Как выходить из этой ситуации? В чём тогда главные пути решения проблемы? Какие должны быть ужесточения? По мнению Колясникова, нужно провести реформу в МВД, потому что с такой нехваткой личного состава в подразделениях полицейские, в принципе, ничего сделать не смогут.
Только по разным скандалам и наиболее громким резонансным преступлениям они что-то там могут бегать, кого-то ловить, а системно работать невозможно с такой нехваткой людей. У нас недавно очередная структура выдала полиции рекомендации обратить внимание и не допустить создания национальных анклавов... [А как это решить?] Участковый должен обойти район и попросить не создавать национальный анклав? "Ну вы уж не создавайте, пожалуйста". - "Ну ладно, ладно, не будем. Договорились",
- иронизирует эксперт.
По его мнению, у нас реальные дела замещены говорильней и красивыми отчётами, причём это касается вообще всех сфер. Чтобы навести порядок с мигрантами, нам надо, во-первых, отменять соглашение о двойном гражданстве с Таджикистаном, во-вторых, ужесточать уголовную ответственность за миграционные преступления. Причём там целый спектр. Необходимы реформы в МВД, нам нужны люди в полиции. Сейчас у нас есть огромный резерв ветеранов СВО. Надо систему оплаты полиции решать:
Это системные, реальные дела. Дела, а не болтовня по телевизору.
Дёрнул за одну ниточку, а распутывать нужно весь клубочек
Бастрыкин неправ лишь в том, что он дёрнул только за одну ниточку, а распутывать нужно весь клубочек, считает обозреватель Царьграда Юлия Банишевская. Одна ниточка - это рост преступности, количества тяжких и особо тяжких преступлений. Вот о чём шла речь. Но проблема гораздо глубже. Она охватывает тот пласт, что Россия выдаёт бесконтрольно гражданство, направо и налево.
Взять для примера Таджикистан. С 1995 года у России с Таджикистаном существует двухстороннее соглашение, которое действует до сих пор. То есть документ, подписанный в ельцинские времена, до сих пор регламентирует жизнь мигрантов из Таджикистана здесь, в России. О чём говорит этот документ? Граждане Таджикистана, имея двойное гражданство, могут получать пенсии в России, могут получать все социальные пособия, маткапитал. Рождённые ими дети в России автоматически становятся гражданами России, соответственно, так же претендуют на все пособия. Однако при этом воинская обязанность не касается в России граждан Таджикистана. Они не обязаны её нести.
То есть видите: одной рукой Россия им даёт пенсии, пособия, выплаты, медицинское обслуживание и так далее, а вот свой долг России они отдавать не обязаны. Что интересно, можно прекратить действие этого договора, давно пора было это сделать. Однако этого не сделано до сих пор. Каждые пять лет этот договор автоматически пролонгируется. Очередной раз он пролонгирован в 2021 году. То есть истекает в 2026-м. За полгода до срока истечения любая из сторон может уведомить вторую сторону о том, что выходит из этого договора. И он перестаёт иметь свою юридическую силу. Но этого не делается. Таджикистан этого не сделает, потому что ему невыгодно. А Россия почему не делает - вот вопрос к нашим властям,
- говорит Банишевская.
Естественно, глядя на это очень выгодное двухстороннее соглашение о двойном гражданстве, другие азиатские страны тоже так хотят, подчёркивает эксперт. Мы понимаем, почему омбудсмен Киргизии делает такие заявления о том что Россия обязана мигрантам из Киргизии предоставить всё и даже немножечко больше. Соответственно, этого же хочет и Узбекистан.
Ну, слава Богу, таких соглашений с Киргизией и Узбекистаном пока нет. Пока, акцентирую на этом внимание. Будем надеяться, и не появится,
- отмечает обозреватель Царьграда.
И про ассимиляцию. Например, в том же Таджикистане действует сеть русских школ, которые финансируются за счёт России. Некоторое время назад блогеры обратили внимание на то, чему учат детей в этих школах. Курс по истории таджикского языка прямо говорит о том, что до 1917 года Таджикистан был оккупирован - именно такие слова употребляются - Российской Империей, а после 1917-го - сначала советской властью, а потом правопреемницей Российской Империи.
То есть русские - оккупанты для них. И это воспитывается у детей в школе с начальных классов. Да, они выучили русский язык. Но в мозг им закладывается понятие о том, что русские - оккупанты. Чего вы ждёте от этих людей, воспитанных в таких понятиях? Естественно, они приезжают в Россию озлобленными, и не для того, чтобы здесь ассимилироваться. Наоборот, создают свои этнические анклавы здесь, чтобы сохранить на территории России свою культуру. Требуют всего. Сначала подпольные мечети и молельни создают. Потом требуют, чтобы расширялась сеть мечетей. Потом идут в подпольные клубы ММА, там другая своя подпольная жизнь. Свои парикмахерские, свои кафе. Это параллельный мир, который создаётся в теневом пространстве,
- негодует Банишевская.
Соответственно, ни о какой интеграции и ассимиляции не идёт речи вообще. Да и вообще, если мы говорим о том, что Россия ввозит мигрантов только для того, чтобы восполнить нехватку трудовых ресурсов, - о какой ассимиляции может идти речь? Она не нужна и даже вредна. Зачем ассимилировать здесь трудового мигранта, который, по идее, должен приехать по приглашению работодателя, отработать указанное в своём трудовом договоре время и по истечении этого срока вернуться домой.
А дальше мигранты растворяются
Бастрыкин прекрасно ответил на все вопросы, связанные с интеграцией мигрантов. Другое дело, что есть влиятельные силы, прежде всего связанные с бизнесом, которые продавливают, пользуясь своими возможностями, завоз мигрантов, считает историк, член Союза писателей России, главный редактор информационно-аналитической службы "Русская народная линия" Анатолий Степанов.
Тут проблема носит фундаментальный характер. У нас ещё не изжито иллюзорное представление о капитализме, что "рынок всё управит". Я так понимаю, заключает какая-то фирма (например, турецкая) договор на работы, и всё, а дальше она завозит мигрантов, ей разрешают это сделать. А потом мигранты растворяются. То есть у нас недостаточный контроль со стороны государства. Государство не вернулось в эту сферу до конца, вот в чём проблема. Государство у нас в 90-е годы вообще ушло под разговоры о том, что оно душит всякую инициативу, творчество. Государство ушло из культуры, образования. И из экономики в значительной степени. И сейчас задача, её и озвучил Бастрыкин, - государство должно вернуться. Потому что бизнес социально безответственен, все эти разговоры о социально ответственном бизнесе - это всё разговоры от лукавого. Нет никакой социальной ответственности, и даже понимания нет. Проблема простая: они завезли мигрантов, а дальше их мало что волнует, в том числе социальное обеспечение мигрантов. Их волнует прибыль,
- говорит эксперт.
Если вы завозите мигрантов, должно быть понимание, куда они потом деваются. А они потом уходят в сферу более высокооплачиваемую - обслуживание развоза, такси. И бизнес снова. Ситуация уже достигла предела. Поэтому задача во всех сферах жизни нашего общества - государство должно вернуться. Если оно вернётся, тогда будет порядок, указывает Степанов.
Государство возвращается, но крайне медленно - и в сферу образования, и в сферу культуры, до сих пор все эти разговоры о государственном заказе в сфере культуры опять остаются благими пожеланиями. В сфере образования подвижки есть, но тоже не до конца. Государство должно вернуться везде, тогда будет порядок,
- подчёркивает эксперт.