Якеменко
История с Бузовой, раздавшей гуманитарку и спевшей «патриотичную» песенку, подтвержденная всей нашей «патриотической литературой», в которой слишком много крикливого пафоса, чтобы считать ее настоящей, выявляет одну серьезную проблему, о которой уже приходилось говорить, но истина не тускнеет от повторения.
Мы знаем, что в некоторых странах и компаниях (прежде всего в Китае и Яндексе) введены «социальные рейтинги», в рамках которых место человека в обществе зависит от внешних знаков, которые он подает. В рамках рейтинга человек должен подавать окружающим и начальству знаки аккуратности, усердия, патриотичности, порядочности, культурности. В результате человек считается аккуратным, культурным, порядочным, работящим, патриотичным – то есть «нормальным», «гражданином», «сотрудником».
При этом именно система устанавливает правила – как именно должны выглядеть знаки, передающие состояния. А поскольку состояний много и они выражаются очень по разному, система знаки упрощает и унифицирует. А ведь тот же патриотизм, любовь к родной земле – понятие чрезвычайно широкое, по разному понимаемое и выражаемое крестьянином, рабочим, инженером, банковским служащим, учителем, врачом, взрослым, стариком, подростком, мужчиной, женщиной. Кто-то молчит, выйдя в поле и вдыхая запах земли, кто-то «как жену чужую, обнимает березку», кто-то поет, кто-то плачет, кого-то тянет на долгий разговор, кто-то тяжело, упорно думает.
Мало того, патриотизм не круглосуточное чувство – оно, как и любовь, как и свобода, является иногда, как вспышка, (у Коржавина «молнии долго не светят, лишь вспыхивают на миг»), как озарение, сбывшееся пророчество и человек вдруг понимает, что у него есть Родина, что он свободен, что он любит, ему становится ясно всё, что не мог понять много дней и с тех пор его неумолимо тянет вновь пережить это чувство. Вспомните, как у Чехова: «Он порывисто и крепко обнял ее, осыпал поцелуями ее колени и руки, потом, когда она что-то бормотала ему и вздрагивала от воспоминаний, он пригладил ее волосы и, всматриваясь ей в лицо, понял, что эта несчастная, порочная женщина для него единственный близкий, родной и незаменимый человек». Так и с патриотизмом – человек вдруг чувствует свой долг, свою вину перед своей землей, как Раскольников, падает на колени на площади и целует ее, а вокруг смеются и кричат, что он пьяный…
Но какая разница. Это слишком сложно. Это не важно. Нужны знаки. Простые и понятные, предложенные системой, подхваченные социумом, демонстрируемые по сигналу. Патриот – рви глотку, ори в телеграмах («мы всех порвем», «всех удавим», «разгромим», «слава», «урраааа»), говори лозунгами, маши знаменем, ходи на акции, поддерживай. Гражданин – опускай бюллетень, плати за ЖКХ, кредиты, ипотеку и штрафы, смотри новости. Культурный человек – уступай места, не шуми, не плюй на пол, а если плюнул, то, как в «Юности честном зерцале» «подотри ногами так чисто, как можно». Любишь? Одевайся лучше, чем обычно, дари цветочки, сыпь комплиментами, покорми шаурмой на последние (всегда последние) деньги. Помню, вся Москва была увешана рекламой ювелирного магазина «Адамас». На большом щите - громадная решительная надпись: «Любишь – докажи!!!», а снизу колечки, кулончики, перстенечки, браслетики – не простые, а золотые, как известное яйцо. Докажи! Покажи знак любви! Купи! Оплати! Внеси! Лайкни! Покажи знак гражданина, патриота, сторонника, единомышленника, добропорядочного, законопослушного.
Покажи знак. Прими знак от других. Важно опознать друг друга в понятных категориях. Провод должен подходить к разъему. Кто он/вы на самом деле – не интересует ни его, ни вас, ни начальство, ни власть. Неформальное социальное рейтингование расщепляет человека, вводит двуличие в стратегию поведения, делает человека одиноким. Вокруг вместо людей – только знаки. Достоинства, любви, надежды, верности, патриотизма, милосердия. Как понять, где кто? Кто настоящий, кто поддельный или просроченный? Кто на самом деле они, все эти люди?
«Вот вопрос! Вы же наповал меня бьете этим вопросом», - как говорил Груздев в «Месте встречи…»
Да. Так. Но ответ должен быть.